Историческая справка

Главная / Историческая справка

Город носил такие названия:

Павловск - 1778 - 1779 гг.

Мариуполь - 1779 - 1948 гг.

Жданов - 1948 (Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1948г.)-1989гг.

Мариуполь - с 13 января 1989 г. (Постановление Совета Министров ссср от 13 января 1989г.).


Дореволюционный Мариуполь


Место, на котором расположен Мариуполь, с древнейших времен привлекало людей. Это подтверждают исследования археологов. Здесь были найдены стоянка людей древнего каменного века (40-10 тыс. лет назад), могильник ново каменного века (6 тыс. лет назад), эпохи меди – бронзы  (5-4 тыс лет назад), скифо-сарматской эпохи (2,5 – 2 тыс. лет назад) и кочевых племен (1,6 – 0,7 тыс. лет назад), поселение земледельцев (более 1 тыс. лет назад).


В  1778 году в устье реки Кальмиус  был основан  город  Павловск, центр Павловского уезда Азовской губернии (существовала в 1775 – 1783гг.).
    В  XVI в устье реки Кальмиус появились первые зимовники запорожцев. Для защиты промыслов и дорог от нападений крымских татар казаки поставили в  XVIII веке на высоком мысу правого берега Кальмиуса, над его устьем, сторожевой пост. Укрепление использовалось как центр Кальмиусской  паланки.

1. Статуя женщины. Песчаник. XI - XIII вв. Половцы

 

2. Печать Кальмиусской паланки


С ликвидации Запорожской Сечи  (1775 г.) и присоединением Приазовья к России земли Кальмиусской паланки вошли в состав Азовской губернии.В  1778 году в устье реки Кальмиус  был основан  город  Павловск, центр Павловского уезда Азовской губернии (существовала в 1775 – 1783гг.), но уже в 1779 г. городу изменили название на Мариуполь.  В 1780 г. в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 г. из Крымского ханства христиан-греков.  Жители города (в 1782 г. их было 2948 чел.) были в основном ремесленниками и торговцами. В Мариуполь на ярмарки чумаки привозили соль, деготь, пеньку, рогожи, смолу и другие товары. Из Мариуполя увозили кожи, шерсть, солёную рыбу, балыки, икру.

 

4. Мариупольский - Базар

3. базар

На берегу моря в окрестностях города было множество рыбных заводов.

 

5. пристань Кальмиус

  Мариуполь участвовал и во внешней торговле России. Главным товаром, экспортируемым через Мариупольский порт, стала пшеница.
Важнейшее значение для города имело проведение в 1882 г. железной дороги, соединившей его с Донбассом и другими экономическими центрами страны. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт, находившийся в устье реки Кальмиус.

 

6. Мариупольский железнодорожный вокзал. Начало XX в


Увеличение грузооборота вызвало строительство нового Мариупольского торгового порта, которое велось в 1886-1889 гг. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В 1890 г. в Мариуполе проживало 19 тыс. жителей.

7. порт, погрузка зерна


В городе открылись консульства и консульские агентства Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.
Важным промышленным центром г. Мариуполь стал в конце XIX в., когда здесь были построены металлургические заводы Никополь - Мариупольского горного и металлургического общества и общества “Русский Провиданс”, которые выпускали стальной лист, нефтепроводные трубы, железнодорожные рельсы и другую продукцию.

8. Доменные печи завода Русский Провиданс

В 1897 г. в городе насчитывалось уже более 31 тыс. жителей, в 1914 г. - около 58 тыс.
 В 1820 г. в городе открылось приходское училище, которое многие годы являлось единственным учебным заведением. Во второй половине XIX в. количество начальных школ увеличивается, а в 1876 г. открываются мужская и женская гимназии.
В 1878 г. житель Мариуполя В.Л.Шаповалов создал в городе профессиональную театральную труппу, а в 1887 г. состоялось открытие городского театра. Позже создаются и другие учреждения культуры - городская общественная библиотека, кинотеатры, выходит первая городская газета.

9. театр



Советский период


Начало XX в. ознаменовалось в России политическими событиями  исторической значимости: революция 1905-1907 гг., Первая мировая война,  Великая Октябрьская социалистическая революция.  
30 декабря в 1917 г. в результате вооруженного восстания в городе была установлена советская власть.
С конца апреля до ноября в 1918 г. город был оккупирован немецко-австрийскими войсками. В июле против оккупантов мариупольские рабочие подняли вооруженное восстание, но оно было жестоко подавлено.
Во время гражданской войны власть в Мариуполе неоднократно менялась. За этот период полностью была разрушена экономика города.  В январе в 1920г. в городе была восстановлена советская власть.
После гражданской войны мариупольцы начали восстановление промышленности, железнодорожного транспорта и портового хозяйства.
В 1920 г. были национализированы и объединены два металлургических завода - Никополь-Мариупольский и “Русский Провиданс” - в одно предприятие, которое с 1924 г. известно как завод им. Ильича. После реконструкции он стал одним из мощнейших в отрасли промышленности.
В 1930 г. началось строительство металлургического завода “Азовсталь”. За десять лет здесь  построили мощный доменный цех, мартеновский цех, несколько вспомогательных цехов.

10 - Строительство доменной печи №1. Завод Азовсталью 1932г.

В тридцатые годы в Мариуполе вступили в строй новые заводы: коксохимический, металлоконструкций, радиаторный, судоремонтний, рыбоконсервный. Трудящиеся Мариуполя приняли активное участие в социалистическом соревновании. Сталевар завода Ильича Макар Мазай в октябре 1936 г. установил мировой рекорд выплавки стали.
Мариуполь значительно вырос, население города составляло 241,1 тыс. чел.( в канун 1941г.).
в городе строились жилые дома, школы (только в 1936 г. вступило в строй 8 новых средних школ), пионерские лагеря санатории и дома отдыха, построен дворец пионеров, проложены трамвайные пути, открыт металлургический институт, 4 техникума, краеведческий музей, греческий театр.

11

Черной страницей в истории г.Мариуполя, как и всей страны, стали репрессии  тридцатых годов. Тысячи мариупольцев  - партийные и хозяйственные руководители, представители городской интеллигенции, рабочие - были репрессированы.  
Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта.
Тысячи мариупольцев проявили мужество и отвагу на фронтах Великой Отечественной войны. Более 30 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
10 сентября 1943 г., город был освобожден от немецко-фашистских оккупантов. Отступая из города, фашисты разрушили Мариуполь. Заводы представляли собой груды исковерканного металла, железнодорожное и портовое хозяйства взорваны, многие жилые дома сожжены. В городе осталось всего 85 тыс. жителей.

12 - Взорванная оккупантами домна. Завод Азовсталь

После окончания войны восстановительные работы в городе развернулись еще больше. Была восстановлена промышленность города, подняты из руин металлургические гиганты - заводы им. Ильича и “Азовсталь”, морской порт и другие предприятия. К концу 1950 г. все 48 промышленных предприятий не только достигли довоенного уровня производства, но и превысили его.
22 октября 1948 г. Постановлением  Совета Министров СССР городу было присвоено наименование Жданов в честь родившегося в Мариуполе видного деятеля Коммунистической партии и государства А.А. Жданова.

 

13. Проспект Республики


В 1950 – 1980 гг. г. Жданов продолжал развиваться как крупный промышленный центр и портовый город. Наращивались производственные мощности на ведущих предприятиях города – металлургических заводах.  Здесь были сооружены новые доменные печи, мартеновские и конвертерные цехи, мощные прокатные станы, агломерационные фабрики. В апреле 1958 г. трубопрокатный завод им. Куйбышева был объединен с заводом им. Ильича. Одновременно из машиностроительных и части металлургических цехов завода им. Ильича был создан завод тяжелого машиностроения, который через несколько лет стал одним из крупнейших предприятий в отрасли - производственным объединением “Ждановтяжмаш”, позже – “Азовмаш”.
В 1953 г. в г. Жданове было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, которое в 1967 г. преобразовано в Азовское морское пароходство. Его суда посещали около 400 портов более 70 стран мира.
 С развитием экономики города росло и количество его жителей: в 1958 г. – 280,3 тыс. чел.; 1970 г – 436 тыс. чел.; 1989 г. – 540,3 тыс. чел.
Мариуполь вошел в историю как город-труженик. Его предприятия давали стране стальной лист и трубы, железнодорожные рельсы и металлические конструкции, железнодорожные вагоны-цистерны и полувагоны, конвертеры, козловые и портальные краны, огнетушители, радиаторы для большегрузных автомобилей, стиральные машины, хрустальную посуду, швейные, чулочно-носочные и кондитерские изделия, рыболовецкие сети и рыбные консервы и много другой продукции.

14 Завод Ильича

Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая повлекла за собой экономические и политические перемены и в нашем городе. С 13 января 1989 г. г. Жданову по просьбе его жителей возвратили историческое название – Мариуполь.